Лыжи: история производства и особенности конструкции
Более 120 лет назад знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен в одиночку пересек Гренландию на лыжах. У отважного норвежца, совершившего 500-километровый поход, появились тысячи последователей.
«Ничто не укрепляет мышцы и не делает тело таким эластичным, не укрепляет волю и не освежает ум так, как лыжи!» — подстегивал потенциальных героев Фритьоф. С его подачи во всем мире стали возникать клубы любителей лыжного спорта и фабрики по изготовлению зимней экипировки. А инженеры озаботились вопросом, как сделать старое как мир средство передвижения более удобным и маневренным.
Конец XIX века: лыжи + 2 палки
Любители зимних прогулок впервые вооружились двумя палками. Прежде покорители снежных просторов обходились одной опорой, которая помогала при пешей ходьбе, служила тормозом при спуске и оружием в случае нападения.
1920-е: алюминий
Первые алюминиевые лыжи, появившиеся в Германии, были прочнее деревянных, но отказывались ехать при трескучем морозе и сильно вибрировали. За характерный звук «железяки» прозвали консервными банками.
Конец 1930-х: слоеный пирог
В обиход вошли «слоеные» лыжи из нескольких листов шпона, соединенных водостойким клеем.
1950-е: алюминий + дерево + пластик + цельный стальной кант
Авиационный инженер Говард Хед запатентовал алюминиевые лыжи с фанерной сердцевиной, пластиковой поверхностью для легкого скольжения и стальной окантовкой. На разработку революционной экипировки потребовалось 5 лет. В качестве стартового капитала американец использовал $6 тысяч, выигранные в карты. Когда деньги закончились, технолог развелся с женой, переехал в неотапливаемый подвал, но затею не оставил. К концу 1960-х компания Хеда стала самым крупным производителем лыж в мире.
1970-е: пластик
На чемпионате мира-1974 в шведском Фалуне несколько спортсменов впервые выступили на легких пластиковых лыжах.
2000-е: все и сразу
Современные лыжи состоят из пяти основных частей.
Сердечник. Отвечает за динамику и жесткость. В экономичных моделях используют синтетические пенные материалы. Профессионалы предпочитают натуральное дерево — бук, скандинавскую сосну, кедр.
Оплетка из стекловолокна: придает лыже гибкость и маневренность.
Кант из высокоуглеродистой стали: обеспечивает сцепление со снегом на поворотах.
Скользящая поверхность из высокомолекулярного полиэтилена: залог плавного катания.
Декоративная поверхность: тонкая пленка с рисунком и названием модели, покрыта слоем лака.